Статьи

Роль и значение менторства в процессе обучения и профессионального развития

В образовании и развитии профессиональных навыков играют важную роль как наставничество, так и менторство. Хотя эти понятия часто используются взаимозаменяемо, они на мой взгляд имеют существенные различия в подходе к руководству и поддержке студентов или сотрудников. В данной статье мы рассмотрим мои основные принципы менторства в науке и способы эффективной работы в роли наставника.

Менторство играет ключевую роль в успешной адаптации и профессиональном росте учащихся и сотрудников. Компетентный и внимательный ментор способен не только передать знания и опыт, но и вдохновить, поддержать и направить на путь саморазвития. Именно поэтому изучение роли ментора в обучении является неотъемлемой частью профессионального развития педагогов и наставников.

Менторство — это не просто передача знаний, но и искусство вдохновлять, руководить и поддерживать других на пути к успеху.

В 2022 году мне вручили новоиспеченного студента магистратуры, который имел базовое образование бакалавриат по зоотехнии и к инженерным наукам имел косвенное отношение. После моей "радости" и проведения поверхностного анализа о том какие ресурсы придется задействовать, сразу выявил много нюансов. Самый первый и главный, вводная информация о нем была такова, что ему интересен микроклимат, больше ничего. Сам магистрант заявил с порога, что пришел учиться дальше по инерции и готов к рабочим поездкам на фермы.

Основная деятельность молодого ученого заключается в:

  • аналитические исследования;

  • разработка методик и математических моделей;

  • проведение лабораторных и натурных испытаний;

  • участие в конференциях, выставках;

  • написании научных статей;

  • участие в грантах.

Микроклимат - объемная область знаний, требующая глубокого теоретического и прикладного понимания, работа на фермах составляет незначительную часть рабочего времени ученого. Стало понятно, что перед магистром стоят сложные и многогранные задачи о которых он не догадывается

Самым главным шагом с будущим ученым было понятие структуры диссертации и отличий от дипломного проекта. Важность понимания этого аспекта заключалась в освоении базовых навыков и подготовке к научным исследованиям в дальнейшем. Мы вместе детально изучали каждую главу диссертации, от введения до заключения, обсуждали методы исследования, анализировали результаты. Этот этап обучения является фундаментом для дальнейших научных исследований в качестве магистра и поможет ему определять свои цели и направления в научной деятельности. Данный шаг помогает распределить нагрузку по написанию магистерской диссертации на 2 года равномерно.

Актуальность исследования была следующая, существует необходимость в использовании и разработке оборудования для регулирования показателей микроклимата и снижении пагубного влияния теплового стресса на крупного рогатого скота (КРС). В связи с этим целью данной работы является повышение эффективности молочной фермы за счет использования автоматизированной системы снижающей тепловой стресс КРС.

Эксплуатация предлагаемой системы позволит снизить пагубное влияние теплового стресса и получить упущенную прибыль фермерского молочного хозяйства товарной направленности. Как следствие повысится экономическая эффективность хозяйства и улучшаться условия содержания сельскохозяйственных животных.

В рамках магистерской диссертации по теме «Обоснование параметров автоматизированной системы для снижения теплового стресса крупного рогатого скота» было достигнуто

Научная новизна.

  • Разработана методика расчета изменения давления потока воздуха в автоматизированной системе для снижения теплового стресса крупного рогатого скота на основе метода Г.Н. Абрамовича.
  • Разработана методика расчета давления и напора насоса на основе метода Бернулли и неразрывности потока.
  • Разработаны режимы и конструкционные параметры автоматизированной системы для снижения теплового стресса крупного рогатого скота.

Практическая и теоретическая значимость.

  • Разработаны методики расчета для обоснования конструкционных параметров автоматизированной системы для снижения теплового стресса крупного рогатого скота.
  • Разработаны режимы и конструкционные параметры системы обеспечения параметров воздуха в помещении содержания крупного рогатого скота.
  • Проведено имитационное моделирование разработанной автоматизированной системы для снижения теплового стресса крупного рогатого скота.
  • Определена сходимость и теснота связи результатов имитационного моделирования и теоретических данных.

Написана диссертация на 81 страницу, включает 20 рисунков, 9 таблиц, 90 наименований источников литературы.

Основное содержание выпускной квалификационной работы опубликовано в 8 печатных работах, из них 3 в изданиях ВАК, 2 в Scopus, 3 в RSCI.

28 июня 2024 г. в Федеральном научном агроинженерном центре ВИМ состоялась успешная защита на отлично выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 35.04.06.

Основные выводы по работе:

Проведен анализ влияния теплового стресса на продуктивные показатели крупного рогатого скота, систем и способов борьбы с ним, используемых в животноводческих помещениях. Установлено снижение удоя на 10-20 %, увеличение количества соматических клеток до 38 % и потери стельности до 12 %.

Разработаны методики расчета необходимой скорости воздушного потока возле животного 0,5 м/с и в момент выхода из выходных отверстий 1,9 м/с, расчета необходимого давления вентилятора 34,15 Па и расчета необходимого давления насоса, создаваемого в гидролинии 1,84 МПа.

Имитационное моделирование показало, что скорость потока возле животных составляла 0,450 м/с, что не противоречит нормативным документам, скорость в момент выхода из выходных отверстий составляет 1,615 м/с, что на 15 % ниже теоретического значения. Сходимость данных 0,86 с сильной теснотой корреляционной связи.

Разработанная система имеет стоимость на 24,25 % по сравнению с представленным ближайшим аналогом. Срок окупаемости системы 0,9 года, а именно 11 месяцев

Новые знания и навыки, приобретенные в процессе обучения, открыли новые перспективы и возможности в научной карьере. Этот опыт менторства был для меня не только возможностью делиться своим знанием и оттачивать навыки обучения, но и вдохновением видеть, как студент развивается и раскрывает свой потенциал в мире науки.